29 июня в Новосибирской области подростки пытались жестоко убить 15-летнего одноклассника. Два школьника из села Плотниково — один из 8-го, другой из 9-го класса 25 раз ударили его камнем по голове и проломили череп, изрезали лицо, 70 раз ударили ножом, сломали руки и перебили все пальцы. Сейчас ребенок в коме.
Это только один из десятков случаев детской жесткости за последние месяцы. Такие сообщения из разных городов страны мы читаем практически каждый день. «Полигон» и «Можем объяснить» попытались разобраться в том, как обстоят дела с детской преступностью в России.
Вот лишь малая часть шокирующих сообщений о случаях подростковой жестокости за последнее время:
- 23 мая в школе №1 районного поселка Иловля, передает ТАСС. 17-летний юноша напал на девушку с перочинным ножом сразу после исполнения песни. На помощь девушке бросились одноклассники, они смогли оттащить злоумышленника. В этот раз трагедии удалось избежать.
- 24 марта в поселке Тургенево в Мордовии 17-летний подросток зарезал мужчину. Чтобы скрыть содеянное, молодой человек вместе со своим отцом на машине вывез тело в Нижегородскую область и спрятал его в реке Вачка.
- 7 апреля появилось сообщение о том, что в Кузбассе 16-летний подросток зарезал сожителя своей бабушки, который отказался дать ему денег. Подросток с ножом напал на 83-летнего мужчину, нанес ему множество ударов в голову, лицо и шею. От ранений пенсионер умер на месте происшествия.
- 20 апреля пьяный подросток в Туве убил 20-летнего прохожего, отказавшегося купить ему спиртное. По данным следствия, в городе Чадан 15-летний подросток потребовал от незнакомого ему человека приобрести алкоголь, и, получив отказ, набросился на него с ножом. Потерпевший умер на месте в результате ранения в грудную клетку.
- 30 апреля в Петербурге 16 -летний школьник заманил 13-летнюю знакомую в лес, убил и закопал в заранее выкопанной яме. Убийство он записывал на видео. Ему помогала 15-летняя подруга. Позже, он написал пост в Telegram со словами: «Я сделал это, чтобы доказать самому себе свое величие, способность творить ужасные дела. И я смог себе доказать».
- 3 мая в Ангарске задержали 15-летнего подростка по подозрению в покушении на убийство сверстника. Инцидент произошел 2 мая в одной из ангарских школ. Повздорили ученик 8 класса и учащийся 7-го. В ходе ссоры старший подросток достал нож и нанес им удар в грудь сверстнику, а затем скрылся с места происшествия. Пострадавшему оказали экстренную медицинскую помощь и госпитализировали. В больнице ребёнка прооперировали, он жив.
- 9 мая в Новосибирской области 17-летний подросток убил сверстницу ударами колуном по голове. По данным следствия, юноша, во время ссоры с подругой взял в руку колун и нанес множественные удары по голове девушки, в результате чего она скончалась.
Статистика
По статистике МВД и Судебного департамента за последние два года не отмечается резкого роста подростковой преступности. При этом, вопреки официальным цифрам, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на закрытом оперативном совещании 19 апреля рассказал, что в прошлом 2022 году увеличилось число совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений. В цифрах это 9295, как выражаются в СК, преступных посягательств. Но на самом деле число «детских» преступлений было больше. В статистику не вошли те, кого нельзя наказать, потому что они не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности. По словам Бастрыкина, таких оказалось больше трех тысяч. А значит общее количество преступлений превышает цифру в 12 295 — это на 32% больше, чем по официальной статистике.
В прифронтовых районах ситуация еще сложнее. В феврале начальник управления МВД России по Белгороду Владислав Копылов сообщил, что в 2022 году в городе зарегистрирован рост подростковой преступности. Он отметил особую активность подростков в сфере незаконного оборота наркотиков — 86 таких преступлений пришлось на долю несовершеннолетних.
При этом, Копылов умолчал о том, что количество особо тяжких преступлений, совершенных подростками, за год увеличилось на 200%. Если в 2021 году таких преступлений было выявлено 13, то в 2022 году их число увеличилось до 39.
Сексуальные преступления
При том, что общее количество преступлений, совершенных подростками в целом не изменилось, за два года почти на 20% увеличилось количество изнасилований и других сексуальных преступлений, совершенных школьниками. Об этом можно судить, исходя из статистики Судебного департамента, которая, в отличие от статистики МВД, содержит данные об уголовных статьях, по которым привлекали подростков. Так, в 2020 году осужденных по преступлениям против половой неприкосновенности было 254 человека, в 2021 — 290, а в 2022 — уже 314 человек.
Вот лишь некоторые сообщения за последние месяцы:
- 4 июля стало известно, что 15-летний подросток полгода насиловал трех мальчиков в Архангельской области, угрожая им убийством. Жертвы: двое 12-летних мальчиков, учеников четвертого класса, и 11-летний пятиклассник.
- 23 марта появилось сообщение, что в Москве подросток изнасиловал младшеклассника под угрозой физической расправы и снял это на видео. Позже в чате учеников опубликовали видеозапись с издевательством над ребенком. Администрация учебного заведения несколько дней скрывала от родителей пострадавшего факт насилия.
- 26 апреля появилось сообщение о том, что в Тюменской области девятиклассник изнасиловал 11-летнюю сестру. 16-летний подросток надругался над родной младшей сестренкой, когда они остались одни дома. Девочка долго не рассказывала об этом, однако в какой-то момент призналась маме в случившемся. Та сразу же заявила на сына в полицию. Школьника задержали.
- 22 мая стало известно, что в Якутии ученик десятого класса обвиняется в изнасиловании 11-летней девочки. Школьница приехала погостить к бабушке, о чем узнал ее 17-летний сосед. Он пришел в дом, когда пенсионерки не было дома, и на руках перенес девочку в баню. Там он попытался соблазнить школьницу, однако получил отказ, после чего подросток совершил изнасилование.
- 29 мая в Туве группа пьяных подростков изнасиловала несовершеннолетнюю девушку. Пострадавшая сама сообщила сотрудникам полиции о случившемся на следующий день и назвала их имена. Вскоре всех шестерых задержали.
Что говорят психологи
Рост детской жестокости в последнее время отмечают и психологи и психотерапевты, на практике столкнувшиеся с последствиями текущей ситуации в стране.
О том, как влияет война на детей рассказала Александра Иванова — клинический психолог антивоенного проекта бесплатной психологической помощи Without Prejudice:
«В принципе, в России очень высокая толерантность к насилию. Тут всегда виновата жертва. И когда люди в этом живут, особенно дети, когда они это наблюдают, то как будто бы им дано разрешение на то, что можно делать что-то еще. Вообще [существует] желание замалчивать в школе какие-то агрессивные поступки. Тот же самый буллинг. Но об этом всегда старались молчать. И, опять же, обвинить жертву или рекомендовали перевести ребенка в другую школу. Но никогда не трогали того, кто проявил агрессию.
Поэтому, что касается кадров и пропаганды ТВ. Если дети постоянно это смотрят, то приобретают толерантность к насилию. Плюс некоторая такая романтизация войны.
Все эти патриотические игры в школах настраивают детей на то, что насилие — это нормально. Быть патриотом значит уметь разобрать автомат и уметь его применить. У ребенка формируется некоторый такой образ, что чтобы многого достичь в жизни, мне нужно быть агрессивным. А дальше уже у кого как эта агрессия проявляется, кто посильнее, кто чувствует силу в руках и ногах, тот, конечно, пойдет бить. Кто применяет какое то оружие в игре — рано или поздно перестанет с ним играть и применит его по назначению.
И если взрослые в семье все это поддерживают или не проговаривают свои чувства, не говорят о том, чего нельзя делать, о ценности человеческой жизни, то насилие будет только расти».
О перспективах, к которым приведет сложившаяся ситуация в стране, рассуждает Матвей Соколовский (PhD, Коннектикут), психотерапевт в проекте психологической помощи Without Prejudice.
«Конечно, в ближайшее время и в долгосрочной перспективе можно ожидать рост детской и подростковой жестокости. Росту преступности способствует множество факторов. Один из них это повышение внутреннего напряжения в обществе на индивидуальном и социальном уровнях. Эта ситуация будет усугубляться феноменом деиндивидуализации, потому что с ростом насилия в обществе индивидуальный контроль над собой снижается.
Есть еще целый ряд факторов социального характера, которые тоже ведут к росту насилия. Десятки тысяч бывших заключенных по серьезным статьям, вышедших на свободу, пройдя войну, не приведут к стабильности в обществе. Огромное количество людей с посттравматическим стрессом, полученным на войне, безусловно спровоцирует рост жесткого насилия.
Психологи, специализирующиеся на подростковых бандах и детской агрессии, тоже подчеркивают важность тех же самых факторов — общей социальной нестабильности и проблемами на семейном уровне, как сильных провокаторов роста «случайной» агрессии. Тут мало оснований для оптимизма.
Уверен, Россия станет предметом интенсивного интереса психологов и социологов. Последствия от этой войны для людей в России, а тем более для детей, ученые будут изучать еще долгие годы — сначала быстрые изменения, потом отложенные на несколько поколений вперед».