На фоне всевозможных табу, которые штампует российская власть, популярность набирает еще одно. Российские школы в разных частях страны вводят запрет девочкам носить брюки. «Можем объяснить» насчитал 17 регионов, где такие запреты появились. Родители недовольны, а эксперты говорят о вреде такой практики для здоровья.
Где девочкам запрещают ходить в брюках в школу?
О запрете на брюки для девочек в учебных заведениях сообщают из Хабаровского и Приморского края, Якутии, Алтая, Воронежской, Ростовской, Иркутской, Пензенской, Оренбургской области и многих других (подробнее см. карту). Какой-то системы нет: в одном и том же городе в одной школе девочки могут посещать занятия в удобной и теплой одежде, а в соседней — учениц из-за брюк ставят на школьный учет и отчитывают на глазах одноклассников.
Иркутская область
Одним из регионов, где запрет ввели сразу в нескольких школах, стала Иркутская область. Например, в школе №1 в Иркутске опубликовано положение о внешнем виде учащихся, где хотя прямой запрет на брюки не прописан, но в перечне допустимой для девочек одежды — только юбки и сарафаны. А на сайте школы №76 г. Иркутска в аналогичном положении прямо указано, что носить брюки девочкам запрещено.
Девочки из села Ербогачен рассказали, что если завуч замечает их в брюках на занятиях, то отправляет домой. Учениц из поселка Грановщина заставляют ходить на воспитательные беседы к директору, если они придут в неподходящей по мнению школьной администрации одежде. Руководство школы в деревне Грановщина и школы №76 в Иркутске подтвердили журналистам, что у них ученицам запрещено носить брюки.
В некоторых школах девочкам предлагают приходить в брюках и переодеваться в юбки. Но специальных мест для этого не предусмотрено — снимать брюки приходиться в туалете или общей раздевалке, где все переобуваются. На замечания, что в таких условиях переодеваться некомфортно, учителя советуют школьницам «попросить мальчиков отвернуться».
Девочки вынуждены добираться в школу в морозы минус 30 в юбках и колготках, из-за чего у некоторых из них возникли проблемы со здоровьем, или же переодеваться в фойе, туалетах или раздевалках со сломанными замками. И носить с собой теплые брюки целый день в и так набитом учебниками рюкзаке.
На официальном уровне местное министерство образования отрицает введение общего запрета. В ответ на запрос журналистов Daily Storm там ответили, что ни в одном из учебных заведений области такого запрета нет, а в школах, о которых писали ученицы, действительно есть устав с требованиями к одежде, но в нем не прописаны ограничения на брюки.
Однако уставы указанных выше школ прямо это опровергают. После того, как недовольство стало публичным, в департаменте образования Иркутска признали, что хоть запрета на брюки на уровне федеральных законов нет, некоторые школы вводят его по своей инициативе. Местные власти порекомендовали школам, на которые были жалобы, поговорить на классных часах про деловой этикет и внешний вид учеников, а потом обсудить этот вопрос с родительским комитетом.
Кемеровская область
Запрет появился и в Кемеровской области. В чате канала Инцидент Кузбасс написали, что в школе №25 Киселевска ученицам начальных классов запрещают носить брюки. Родители пожаловались классной руководительнице и директору, но это не дало результатов.
В тот же день на сообщение отреагировала администрация Киселевска. Мэрия подтвердила, что в школе есть локальный акт, и согласно ему форма для девочек в начальных классах — это платье, юбка или сарафан, но из-за холодной погоды в этот перечень пообещали добавить брюки.
И действительно — на сайте 25-й школы появился документ с изменениями в Положение о школьной одежде.
Впрочем, такая оперативная реакция местной власти скорее исключение.
Пензенская область
Одна из учениц школы в Пензе рассказала «Можем объяснить», что у них ввели запрет на брюки для девочек с этого года. Там еще нельзя носить кофты — за это директор выгнала двух учениц с урока. На вопрос, как объясняют причины этого запрета, школьница ответила: «Классная руководительница нам сказала: вы же девочки — все должны ходить в сарафанах и юбках».
В декабре участница чата телеграм-канала издания PenzaInform пожаловалась, что в школах ввели правило для девочек носить только платье с колготками, а надевать утепленные брюки запрещают, несмотря на морозы.
В этом же чате ей ответило министерство образование Пензенской области: «В школах области предусмотрено варьирование одежды согласно погодным условиям. В зимний период рекомендуется надевать свитер, а девочкам разрешается носить брюки». По этим вопросам министерство порекомендовало родителям обращаться к администрации учебных заведений, потому что только они могут принимать решение о школьной форме.
Другой участник чата ответил на предложение министерства, что обращение к директорам не решает проблему: «Если обратиться к руководителю, то ребёнка загрызут потом или ответят, что вот такая форма по уставу. Во всех школах форма для девочек — юбка, блузка, пиджак, сарафан, брюки. И только в Бессоновке убогое синее платье с пуговицами на спине. Других вариантов нет, хоть мороз, хоть жара».
В итоге женщина, которая жаловалась на запрет, организовала коллективное заявление родителей руководству школы с требованием внести в положение об одежде брюки. Много подписей, впрочем, собрать не удалось. «Все боятся тут, предпочитают молчать, чтобы их не трогали. А к запретам уже привыкли», — сказала она «Можем объяснить». Администрация учебного заведения жалобу проигнорировала.
Что еще нельзя в школах?
Брюки — не единственный вид одежды, который запрещают в школах. Часто не разрешают носить теплую одежду — свитера, кардиганы, различные кофты. С наступлением холодов во многих учебных заведениях в помещении низкая температура. Школьники жалуются, что в некоторых кабинетах так холодно, что сложно согреться, даже сидя на уроках в верхней одежде.
В некоторых школах в качестве сменной обуви запрещены кеды и кроссовки — можно только туфли и босоножки. Иногда запреты касаются совсем неожиданных вещей — например, замечание можно получить за белые носки с двумя черными полосками вверху. Также учителя придираются к длине юбок или недостаточно синему оттенку одежды, если он указан в правилах как цвет школьной формы.
Еще один тип запретов касается не одежды, а внешнего вида в целом. Учителя предъявляют претензии к прическе, длине или цвету волос, макияжу, пирсингу, маникюру. Поводом для замечаний могут стать даже распущенные волосы у девочек. К длинным волосам у мальчиков в школах учителя относятся особенно нелояльно.
«Форма ученика как-то дисциплинирует»
На вопрос, зачем нужен запрет брюк, директор школы в поселке Грановщина Иркутской области Надежда Сидорина отвечает, что без этого правила ученицы не придерживаются делового стиля в одежде. Родители хотели отменить запрет. Чтобы посмотреть, что из этого решения получится, в школе провели эксперимент и разрешили девочкам носить брюки, но только классического стиля, рассказала директор. В итоге мнения учениц и администрации школы, что такое классический стиль, не совпали. По словам директора, когда члены родительского комитета увидели, как одеты школьницы, то извинились перед ней и сказали, что это “полный ужас».
«Сейчас модные широченные брюки, но это же никак не классика. К сожалению, на сегодняшний день понятие «классические брюки» у большинства отсутствует полностью. Родители находятся на работе, дети бесконтрольные, идут в школу в чем попало. Согласитесь, такого нельзя допускать», — говорит Надежда Сидорина.
«Ребята ходили в чем хотели. Джинсы современные — или потертые, или где-то порваны. И даже зимой приходили в одежде с дыркой на колене. В школе дети должны учиться. А форма ученика как-то дисциплинирует», — считает, в свою очередь, Сергей Доржеев, исполняющий обязанности директора школы №76.
Директор иркутской школы № 75 Марина Владимирова не согласна с решением коллег: «В отдельных школах города действительно принято детям отказывать в ношении брюк, но я как директор придерживаюсь совершенно другого мнения. Потому что у нас в городе резко континентальный климат, бывает очень холодно, особенно в осенне-зимний период времени».
«Это ностальгия по советским временам»
Проблема вышла на общероссийский уровень, после того как родители стали массово жаловаться на запреты главе Лиги безопасного интернета Екатерине Мизулиной. А та, в свою очередь, публиковала жалобы в телеграмм-канале. По ее подсчетам, речь может идти о 60 регионах («Можем объяснить» подтвердил случаи в 17 регионах).
Мизулина поддержала авторов и направила обращения в Министерство просвещения, Роспотребнадзор и Рособрнадзор. «Заставлять в минус 30 ходить в юбке и капроновых колготках — это издевательство. Тем более под надуманным предлогом о том, что школьницы будут неприлично одеваться и носить «широкие штаны». Можно спокойно обсудить с учениками и пояснить, что в школе только деловой стиль», — написала она.
О какой-либо реакции или ответах на свои обращения Мизулина не сообщала.
Заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург в разговоре с «Можем объяснить» назвал запреты «несусветной глупостью». «Запрещать брюки — это ностальгия по советским временам. Я помню еще, как тогда женщинам запрещали носить брюки, потому это считалось слишком сексуально. И парторг на моих глазах просил учительницу: «Ну снимите штаны, ради меня». Можно было им ходить только в белой блузке и юбке, — вспоминает Ямбург, — Мы проиграли все войны — джинсовую и другие. Как говорили раньше: «Кто носит Адидас — тот Родину продаст». Глупость это все на пустом месте».
Врачи также критикуют запрет. Из-за особенностей строения женского тела риск заболеть из-за переохлаждения у девушек выше в 5 раз, чем у мужчин, предупреждает акушер-гинеколог Виктория Фисюк. Девушкам грозит цистит, воспаление почек и половых органов, которое может перейти в хроническую стадию. В тяжелых случаях это может окончиться бесплодием или удалением пораженного органа, чтобы избежать распространения инфекции.
«Холод — это шок для органов, которые «спрятаны» внутри организма совсем не просто так. Поэтому крайне важно одеваться по сезону, обязательно носить теплую одежду, колготки и обувь», — советует Виктория Фисюк.
Как оспорить запрет
Родители могут бороться с запретами. Чтобы школьные требования были законными, их нужно закрепить в локальном акте. Он обычно называется «Положение о школьной форме» или «Положение о внешнем виде учащихся». По закону «Об образовании» локальный акт администрация школы утверждает не самостоятельно, а с учетом мнения родителей и учеников.
Если администрация школы не готова к совместным с родителями решениям, можно жаловаться на это в вышестоящие органы — региональное министерство образования, в департаменты или управления образования местных администраций, уполномоченному по правам ребенка. В крайнем случае обратиться в прокуратуру — в таких ситуациях она часто становится на сторону родителей.
Так известность получил случай в Перми, где директор не допустил к занятиям ученицу, которая пришла не в школьной форме и с розовым цветом волос. Прокуратура посчитала действия директора незаконными — за несоблюдение правил учеников нельзя отстранять от уроков. А требования к длине или цвету волос учебное заведение не имеет права указывать в правилах, поэтому директор не может предъявить по этому поводу претензию или наказать ученика. В итоге прокуратура оштрафовала гимназию на 50 000 рублей, а директора — на 30 000 рублей.
Для повышения креативности
Пока школы вводят запреты на своем уровне, в министерстве просвещения обсуждают идею единой для всей страны школьной формы. Сейчас ведется обсуждение ГОСТа на неё — его планируют утвердить в начале 2024 года.
Форма, по мнению властей, поможет новым успехам страны. «Когда форма ушла, (в 1992 г. — «Полигон медиа») говорили: вот, это не креативно, вы детей равняете, в рамки загоняете, они все одинаковые, не развиваются творчески, потенциал их снижаем. <…> Во время отсутствия креатива и ношения формы мы полетели в космос, было много научных исследований, прорывы какие-то были у нашей страны, и при этом мы все ходили в форме. Мы были очень не креативными в тот период и ничего не придумывали. Конечно, это не очень правильное было понимание у родителей», — говорила на Национальном съезде производителей школьной формы в Москве зампред комитета Госдумы по международным делам Светлана Журова.